Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]).
Рекомендую для начала прочитать эту↵ статью
Артикуляционная гимнастика на свистящие звуки↵
Для того, чтобы Ваш ребенок стал правильно произносить эти звуки, необходимо ему объяснить и показать правильную их артикуляцию, т.е. правильное положение языка. У всех звуков данной группы есть две общих закономерности – язычок всегда находится вверху и он должен быть широким. Это главные правила, которые позволят и Вам отслеживать правильность произношения звука, и ребенку помогут контролировать себя. Для того, чтобы язык привык к такому положению, рекомендуем начинать каждое занятие с тех артикуляционных упражнений, в которых он такое положение и занимает. Однако не стоит забывать и о том, что гимнастика должна содержать и общеукрепляющие упражнения.
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки может включать в себя следующие упражнения:
«Чашечка»

язык принимает форму чашки, т.е. его края приподняты, а в середине-прогиб (данное упражнение можно выполнять как вне ротовой полости, т.е. вынося язык за зубы, а можно – в ротовой полости, держа язык в таком положении за зубами).
«Вкусное варенье»

язык принимает форму чашечки и облизывает верхнюю губу так, будто она была испачкана вареньем.
«Блинчик» или» Лопаточка»

кладём широкий язык на нижнюю губу.
«Накажем непослушный язычок»

широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа производит шлепки с произнесением слогов ПЯ-ПЯ-ПЯ.
«Качели»

язычок поднимается вверх и опускается вниз, будто качаясь на качелях (упражнение так же можно выполнять вне ротовой полости, поднимая и опуская язык к губам, а можно – в ротовой полости, ставя язык каждый раз то за верхние, то за нижние зубки).
«Часики»

язык двигается, словно маятник часов, влево-вправо. Здесь важно знать, что движения должны быть резкими и чёткими, а не плавными, переходящие в простое облизывание губ.
«Маляр»

поднимаем язычок к нёбу и выполняем плавные движения вперёд-назад, словно красим потолок нашего рта.
«Расческа»

широкий язык будто причесывают верхние зубки, прижимая его. Выполнять это упражнение рекомендуется от средней части языка до кончика, а не в обратную сторону.
Пишите свое мнение в комментариях и делитесь информацией с друзьями :)
так меня этому и не научили кортавлю, до сих пор . а так этому надо обучать с детства, потому что потом в более взрослом возрасте это будет сложнее