Инклюзия в современном образовании

Инклюзия в современном образовании

На сегодняшний день очень остро стоит проблема социализации деток с ОВЗ и деток-инвалидов: с одной стороны хочется, чтобы ребенок рос со своими сверстниками, ведь, кажется, он будет тянуться за ними, а с другой стороны-рекомендации специалистов, в которых четко указано: обучение в специализированных учреждениях. Что же делать? Маме (или законному представителю), которой (-ому) и так совсем не просто, приходится терзаться муками выбора, продумывать наперед, как же лучше поступить. В поисках ответа, естественно, родитель или опекун обращается к «знающим» людям-специалистам, листает бесконечные статьи в интернете и т.д. Но, к сожалению, не находит единственного верного пути решения, т. к. мнения насчет того, где лучше обучаться и социализироваться ребенку с теми или иными особенностями, просто не существует. На 2020 год у родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ есть несколько вариантов «пристраивания» своего чада в образовательное учреждение:
1 Ребенок может обучаться в коррекционных школах и быть, так скажем, в своей среде;
2 Ребенок может обучаться в общеобразовательной школе, как и его нормально развивающиеся сверстники. Последний вариант как раз-таки и носит название-ИНКЛЮЗИЯ, или же-ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Инклюзия
Прежде всего, необходимо разобраться, что означает термин инклюзия: инклюзивное образование — такая форма обучения, при которой независимо от физических, интеллектуальных и других особенностей, тому или иному субъекту предоставляется возможность учиться в общеобразовательном учреждении (ОУ) . Но все не совсем так просто. Под этими словами скрываются подводные камни, которые в большей степени относятся к самим ОУ.
Так, например, для того, чтобы сделать возможным осуществление такого образования, учебному заведению нужно создать все необходимые для этого условия: перепланировка помещений, установка пандусов (если это потребуется), разработка адаптированных программ, изменение существующих методик преподавания, а также пересмотр системы оценивания знаний, умений и навыков особенного ребенка. Именно эти подводные камни отличают инклюзивное образование от интегративного (инклюзия и интеграция в образовании лиц с ОВЗ), которое подразумевает под собой только лишь то, что ребенок сам приспосабливается к условиям ОУ, в то время, как ОУ не обязано предоставлять условий специальных. Сразу же хочется отметить, что такое обучение не предполагает, что вы просто посадили ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида за парту и он учится наравне с другими учениками, получая отметки по обычной системе оценивания ученика.
В перечислении специальных условий мы отметили, что под каждого такого особенного ребенка пишется адаптированная программа обучения. И снова непонятные слова: в зависимости от того, какое заключение дано специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и какой индивидуальный маршрут ими рекомендован, пишется конкретный план, как и чему обучать данного ребенка.

Так, например, существуют программы обучения разных вариантов: 7.1, 8.2 и т.д., где:
●первая цифра определяет категорию детей:
–1-глухие
–2-слабослышащие
–3-слепые
–4-слабовидящие
–5-с тяжелыми нарушениями речи
–6-с нарушениями опорно-двигательного        аппарата
–7-с задержкой психического развития
–8-с расстройствами аутистического спектра, пр. N 1599 — умственная отсталость
●вторая цифра-условия реализации программы
–1-й вариант — обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения
–2-й вариант — обучающийся получает образование в пролонгированные (более длительные) сроки обучения
–3-й вариант — обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью
–4-й вариант — обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития)).
По окончании школы детки, обучающиеся по программам, где вариант был зашифрован цифрами 1 и 2 (после точки), получают такой же аттестат, как и их сверстники без указания на обучение по адаптированной программе. Если же вариант зашифрован цифрами 3 и 4 (после точки), то детки получают лишь свидетельство об обучении.

ИнклюзияОднако, и здесь не все так просто и однозначно: каждый ребенок, который получил свидетельство об обучении, несмотря на диагноз (заключение), имеет право на освоение общеобразовательной программы. В том числе он, как и все, имеет право продолжить обучение, пройти промежуточную аттестацию по предметам, подтвердить освоение программы в пределах ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) и быть допущенным к ГИА (Государственной итоговой аттестации) и получить аттестат об основном общем образовании. Ограничений по возрасту для этого не существует. Помимо инклюзивного образования существует и коррекционная система обучения, которая подразумевает, что ребенок будет учиться в классе с детками, имеющими так же те или иные нарушения в развитии. В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».
Виды определяются соответвенно:
I — глухие
II — слабослышащие
III — слепые
IV — слабовидящие
V — c тяжелыми нарушениями речи
VI — с нарушениями опорно-двигательного аппарата
VII-с задержкой психического развития
VIII-с расстройствами аутистического спектра, пр. N 1599 — умственная отсталость.

На сегодняшний момент такие образовательные учреждения больше не носят какое-то цифровое значение и все чаще становятся центрами для особых детей. По окончании обучения в коррекционной школе ребенку могут выдать как аттестат, так и свидетельство об обучении, как и в массовой школе. Все зависит от уровня освоения того материала, который был дан образовательным учреждением. Однако, выпускники школы для деток с умственной отсталостью (УО) могут получить ТОЛЬКО свидетельство об обучении. Для получения аттестата об основном среднем общем образовании выпускникам коррекционных школ необходимо поступить в вечернюю школу или же продолжить обучение в системе профессионального образования (колледжи). Выпускники с УО могут поступить только в специальные профессиональные учебные заведения.

До сих пор современное общество не пришло к единому мнению: инклюзия-это хорошо или все же нет. Делитесь своим мнением в комментариях, а в следующих постах мы разберем плюсы и минусы инклюзии в образовании.

Поделиться

Добавить комментарий