3-4 года- это очень важный возраст как для ребенка, так и для родителя. Для ребенка потому, что он переживает кризис трёх лет, а для родителя, потому что именно этот возраст считается наиболее благоприятным для коррекционного воздействия, если оно, естественно, требуется (т.е родитель должен не упустить время). Итак, в норме 3-4 летний ребенок:
√Практически не допускает аграмматизмов в речи.
√Не использует любые звукоподражания.
√Подбирает верные окончания, использует предлоги, союзы и все основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д).
√Верно обозначает и называет приставочные глаголы типа «зашел», «вышел», «пришел», «ушел» и т.д
√Все шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и некоторые сонорные ([л], [н], [р] и их мягкие варианты) звуки пока ещё недоступны ребенку. Шипящие заменяет свистящими.
√Слова со сложной слоговой структурой типа «виолончелист» и со стечениями согласных типа «микстура» детьми так же произносятся искаженно.
√В речи появляются обобщающие слова (диван, кровать, стол-мебель; кружка, ложка, вилка-посуда).
√Появляется так называемое словотворчество, т.е ребенок сам придумывает слова (чаще всего-несуществующие: лопатой копают, значит, она «копатка») на сновании уже освоенных ранее слов. Также каждому родителю необходимо знать, что:
∗В этом возрасте ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.
∗Ребенок должен знать и называть имена своих родителей, близких родственников и друзей.
∗Ребенок должен знать и проговаривать свой адрес.
Статья интересная. Все доступно рассказано, что должен уметь говорить и как ребенок в 3 года. Родителям маленьких деток будет полезна. Моему внуку будет три. Сверила его речь с данной статьей. Соответствует всем параметрам по речевому развитию.