Приемы коррекции дислалии

Приемы коррекции дислалии

Приемы коррекции дислалии

Занятия по коррекции дислалии у ребёнка в домашних условиях должны быть основаны на следующих общих принципах:

•Все уроки проводятся в игровой форме
•Частая смена деятельности во избежание усталости ребенка
•Длительность занятий не должна превышать 20-30мин в зависимости от темперамента и усидчивости малыша
•Коррекция звуков проводится по очереди, то есть приступать к новому звуку не рекомендуется, пока предыдущий не закреплен

Прежде, чем начать работу с дислалией, необходимо внимательно вслушаться в речь ребенка и составить список проблемных звуков. Начинать обучение нужно от легкого к сложному, при этом переходить к трудным звукам (з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р) только после того, как весь список простых (п, б, м, к, г, х, с) будет скорректирован.

Эффективность домашних занятий будет гораздо выше, если проводить их по следующей схеме:

1. Артикуляционная гимнастика

Говоря простыми словами, артикуляция – это то, как двигаются и где расположены язык и губы в момент произнесения звука. Развитие речевого аппарата достаточно трудоёмкий процесс, но значимый, поскольку чаще всего ребёнок не произносит звук правильно из-за плохо развитой мускулатуры рта. Артикуляционные упражнения делятся на два типа: общеукрепляющие и разработанные индивидуально под каждый звук. Комплекс общеукрепляющих упражнений включает в себя:
— «Улыбочку»: ребенок широко улыбается, не обнажая зубы;
— «Надуваем шарики»: надуть левую щёчку, надуть правую щёчку, надуть обе;
— «Трубочку»: вытягиваем губки вперёд так, словно целуем маму или представляем, что мы – слоник;
— «Орешки»: упираться язычком в левую щёчку, затем в правую, после чего проводить язычком по кругу рта, его не открывая;
— «Качели» : ставить язычок за верхние зубки, а затем – за нижние. Данное упражнение можно выполнять как внутри рта, так и вне: тянем язычок к носику, после чего тянем его к подбородку;
— «Часики» : рот открыть и передвигать язык так, чтобы он касался уголков губ своими боковыми краями (вправо-влево, как маятник).
Такую гимнастику рекомендуется выполнять утром и вечером (2 раза в день) в течение 10-15 минут.
Следует помнить, что весь процесс выполнения зарядки для язычка должен проходить в игровой форме, чтобы у ребенка не сформировалось негативного настроя к речевым занятиям.

С комплексами упражнений на свистящие звуки вы можете ознакомиться
тут↵.

2. Дыхательная гимнастика

Развитие дыхания не менее важно в речи, поскольку правильность произношения звуков во многом зависит от силы и направленности потока воздуха. Можно использовать различные игры с подручными средствами (дуть на листок бумаги, надувать воздушные шарики, дуть на шарик, чтобы он катался по столу). Кроме того, есть специальные игрушки на развитие силы дыхания, например, трубочка с шариком, который взлетает, если в неё сильно подуть. Эта игра приводит детей в восторг, принося и удовольствие, и пользу одновременно.

3. Слуховая коррекция

Научиться воспринимать звук на слух непростая задача. Тренироваться можно с помощью игры «Хлопни в ладоши». Взрослый перечисляет звуки, а задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит, например, звук «л». Игру можно усложнить, перечисляя уже не отдельные звуки, а слова с ним. Чтобы занятие не надоело, можно давать различные команды: подпрыгнуть, присесть, покружиться.

4. Коррекция звука

На этом этапе родителям необходимо набраться терпения, потому что он самый трудный и долгий. Однако, если предыдущие три этапа проводятся регулярно, то и успех с коррекцией будет достигнут быстрее. Главная задача – заставить ребенка произнести звук правильно. В первую очередь нужно следить за положением языка и губ ребёнка в момент произношения и корректировать при необходимости. Если ребёнок позволит, можно воспользоваться ватной палочкой и прикоснуться к тому месту, где должен находиться язык. Занятие лучше проводить перед зеркалом, чтобы ребёнок видел как свой рот, так и рот взрослого, имея возможность визуально сравнивать движения
губ и языка. Чтобы уроки не были скучными, понадобится наглядный материал. Если нет возможности приобрести специальные логопедические игровые тетради, можно самим нарисовать на бумаге извилистую дорожку, в конце которой должен находится предмет. При этом ребенок медленно ведет пальчиком по дороге и много раз произносит корректируемый звук пока не дойдет до предмета, который обязательно должен начинаться с этого звука. Чтобы было интереснее, предмет можно спрятать и показать только тогда, когда ребенок к нему приблизится. Если звук произнесен правильно несколько раз, можно смело переходить к следующему этапу.
Во избежание ошибочного положения языка при произнесении того или иного звука рекомендуем воспользоваться памяткой.

5. Закрепление звука

Закрепление звука, или же — автоматизация, процесс достаточно долгий. Начинать его следует с тренировки произнесения звука в открытых слогах типа «ла-ло-лу» (чтобы на конце был гласный звук). После чего приступают к обратным слогам типа «ал-ол-ул» (чтобы гласный был впереди, а изучаемый звук – в конце). Чаще всего логопеды используют для таких тренировок «слоговые ромашки».

Если с этими заданиями вы справились, значит, время переходить к закреплению звука в простых словах, затем – в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Процесс коррекции дислалии требует от родителей и ребенка много сил и терпения, но, как правило, после первых успехов занятия проходят активнее и быстрее. Главное — приступать к обучению с крепкой верой в способности ребенка и с позитивным настроем.

Пишите свое мнение в комментариях и делитесь информацией с друзьями :)

Поделиться

Добавить комментарий